«Круговоротность» Времени своеобразно отражалась в восприятии прошлого и настоящего нашими предками. Прошлое им представлялось как «предыдущее», то есть идущее впереди, а будущее — как идущее сзади. «В Древней Руси прошлое впереди только потому, что оно начинает собою цепь событий, а настоящее и будущее сзади потому, что они эту цепь замыкают: здесь нет места для представлений о положении самого человека относительно этих «спереди» и «сзади». Представление о настоящем ещё не выкристаллизовалось, не отделилось полностью от представления о будущем» [Лихачёв Д. С. — Из наблюдений за лексикой «Слова о полку Игореве»]. Лишь при таком понимании времени можно объективно истолковать, например, следующую фразу из «Слова о полку Игореве»: «МужаимѢся сами: преднюю славу сами похытимь, а заднюю ся сами подѢлимь», то есть прошлую славу завоюем себе сами, а будущей славой (которая последует) поделимся.
    Аналогичное представление о прошлом, настоящем и будущем временах было и у древних греков, и у римлян. Собственно, на нём в какой-то степени покоится миф о так называемом золотом веке. Это своеобразное «будущее в прошлом» [как тут не вспомнить future in the past в английском языке — lingua_rus] у многих народов. Мечтая о бессмертии, привольной и обеспеченной жизни без войн и социальных противоречий, творцы фольклора смещали временные пласты, перенося чаяния о будущем в воспоминания о давно минувшем и потому никогда не существовавшем нигде, кроме разве что человеческого воображения:

        Первым век золотой народился, не знавший возмездий,
        сам соблюдавший всегда, без законов, и правду, и верность.
        не было шлемов, мечей, упражнений военных не зная,
        сладкий вкушали покой безопасно живущие люди.
        Вечно стояла весна; приятный прохладным дыханьем,
        ласково нежил эфир цветы, не знавшие сева.
        Боле того: урожай без распашки земля приносила;
        не отдыхая, поля золотились в тяжелых колосьях,
        реки текли молока, струились и нектара реки,
        капал и мед золотой, сочась из зеленого дуба.

    Так описывает благости золотого века римский поэт Овидий в своих «Метаморфозах». Его предшественник, греческий поэт Гесиод, в поэме «Труды и дни» воспел этот век не менее красочно. Но светлое будущее со временем уходило назад: золотой век сменился серебряным, затем медным, затем веком героев, когда разразились кровавые битвы под Фивами и Троей и, наконец, человечество вступило в жестокий и развращённый век — железный, когда «ни днём не прекращаются труды и печали, ни ночью».

-----------------------------------------

Источник:
В. М. Мокиенко — Загадки русской фразеологии.

@темы: история языка, слова

Комментарии
14.01.2010 в 20:52

Марс в фуражке
В своё время мне показалось это всё таким логичным и соблазнительным))) Янус Полуэктович

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail